Главная Характеристики серийных лодок "Янтарь-2"

"Янтарь-2"

Алюминиево-магниевый сплав (АМг) ,  содержащий 4—5% магния, применяемый при производстве моторной лодки "Янтарь-2" обладает целым рядом преимуществ перед дюралюмином, который стал сейчас почти традиционным материалом для постройки лодок. Прежде всего, листы из сплава АМг позволяют применять прогрессивные технологические процессы — объемную штамповку, аргоно-дуговую и контактную сварку без предварительной термической обработки заготовок, которая требуется для дюралюмина. Правда, прочность сплава АМг значительно уступает дюралю (предел прочности на разрыв 28 кг/мм2 вместо 40—45) и стоит этот материал дороже (1 руб. за кг вместо 78 коп.). Однако благодаря тому, что корпус лодки "Янтарь-2" предполагалось штамповать целиком из одного листа, а ребра набора выполнять в виде гофров и зигов, количество деталей корпуса можно было сократить до минимума, значительно уменьшить длину стыковых и пазовых соединений. В 1968—1969 гг. была выпущена небольшая опытная партия моторных лодок "Янтарь-2" — см. "Катера и яхты", № 1 (17), 1969 г. Кроме обычных испытаний, на опытных образцах особое внимание уделялось выявлению всех особенностей сплава АМг в качестве основного материала корпуса, проверке прочности и надежности сварных соединений в конструкции из сравнительно тонких (δ = 1,5 -2 мм) листов металла. Испытания, проводившиеся в Калининградском заливе, показали, что лодка хорошо управляема и достаточно остойчива. Остойчивость сохраняется и при размещении двух пассажиров на одном борту. Мореходные качества лодки "Янтарь-2" проверялись при волне высотой до 0,7 м и оказались вполне удовлетворительными, хотя приходилось снижать скорость. На мерной линии с мотором "Москва-М" лодка показала скорость 20 км/час с тремя человеками и 30 км/час с одним человеком. При установке "Вихря" лодка буксирует воднолыжника. Что касается прочности корпуса, то испытания на волне под мотором "Вихрь" показали, что количество поперечного набора и его жесткость недостаточны. На лодках первой серии поперечный набор был подкреплен, а на последующих — изменена его конструкция и увеличено количество связей. Одновременно пришлось усилить жесткость транца. В целом качественно сваренный корпус из тонколистового металла АМг можно считать вполне надежным, несмотря на значительные динамические перегрузки при глиссировании на волне. По результатам проведенных испытаний проект лодки был откорректирован, и завод начал выпускать ее серийно под индексом "Янтарь-2". Глиссирующий корпус лодки "Янтарь-2" с небольшой килеватостью днища и запалубленной носовой частью состоит из следующих основных элементов: днища, изготовленного из одной заготовки вместе с кормовыми частями бортов; транца; палубы с поперечным набором; двух носовых частей обшивки борта (одна деталь левого борта, вторая — правого); планширя правого и левого бортов; поперечного днищевого набора, состоящего из шести флоров. Все указанные детали сделаны на прессе. На оригинальную конструкцию штампа для изготовления днища заводу выдано авторское свидетельство. Лодка "Янтарь-2" оборудована съемным ветровым стеклом, сиденьями со съемными спинками, деревянными решетчатыми пайолами и веслами. Под сиденьями размещены воздушные ящики общим объемом 150 дм3, что Делает лодку непотопляемой. Необходимая жесткость и прочность днища обеспечены продольными гофрами, которые получаются при штамповке заготовки на прессе. Флоры, изготовленные из листа с отогнутым фланцем, приварены к днищу аргоно-дуговой сваркой через 390 мм. Бортовых ветвей шпангоутов нет, штампованный планширь из листа толщиной 1,5 мм и крепление банок к бортам создают достаточно жесткую конструкцию. Планширь, палубный набор (три бимса) и часть деталей насыщения привариваются к бортам контактной точечной сваркой. Штампованный транец подкреплен угольником по верхней кромке и Z-образным профилем. Толщина наружной обшивки, транца и флоров — 2 мм, палубы -1,5 мм. Благодаря применению штампованно-сварной конструкции удалось примерно в два раза сократить общую длину стыковых и пазовых соединений, снизить трудоемкость изготовления корпуса. Для серийного выпуска мотолодок на заводе создан специализированный участок с поточной организацией труда.


Основные технические характеристики лодки "Янтарь-2"
Длина наибольшая..................................................3,53 м.
Ширина наибольшая................................................1,35 м.
Высота борта на миделе...........................................0,46 м.
Высота надводного борта при полной нагрузке............0,27 м.
Предельная мощность подвесного мотора...................15 л.с.
Вес со снабжением..................................................110 кг
Розничная цена в то время составляла примерно 380 руб.