Главная Катера производства СССР Катер "Обь-5"

"Обь-5"

Катер ОБЬ-5Серийное производство катера "Обь-5" началось в 2000 году заводом "Алмаз" Новосибирского авиационно-производственного объединения имени В.П.Чкалова. Обводы,  хорошо зарекомендовавшие себя в ходе эксплуатации "Оби-3", не изменились. Соответственно и не возникло необходимости изготовлять дорогостоящую технологическую оснастку. В носовой части катера имеют тримаранные обводы днища, в корме переходящие в обводы типа "крыло чайки" с незначительной килеватостью. Во время движения катера в переходном режиме носовая волна гасится спонсонами, увеличивая подъемную силу. А при выходе на глиссирование, при помощи тех же спонсонов в тоннелях создается воздушная подушка, которая уменьшает смачиваемую поверхность днища. За счет отгиба скулы при скоростях 50-70 км/ч снижается волнообразование, увеличивается динамическая остойчивость катера. Два продольных редана одновременно придают днищу дополнительную жесткость. Благоприятное соотношение длины катера к ширине, равное 3.2, повышает его гидродинамическое качество. Носовые шпангоуты имеют значительную килеватость, что обеспечивает мягкий ход по волне. Корпус катера имеет два изолированных отсека: носовой герметичный с палубным люком, который открывается с места водителя, и кормовой отсек, плотно закрывающийся двумя створками. В кормовом отсеке расположены: конвертированный 55-сильный дизельный двигатель с блоком предпусковых свечей "ВАЗ-3415", донный холодильник для охлаждения тосола, аккумуляторная батарея 6СТ55-12В. От двигателя идет карданный привод к водомету марки КТО12-06-60-10 с системой реверса, вмонтированному в транцевую часть корпуса. Теоретический чертеж катера Обь-5Бак горючего расположен под кормовым диваном пассажирского кокпита. Просторный кокпит с четырьмя раскладывающимися сиденьями и кормовым диваном позволяет свободно разместиться в нем 6 человекам. При холодной или дождливой погоды кокпит накрывается легкосъемным водонепроницаемым тентом с разборным каркасом из тонкостенных металлических труб. Снизу тент крепится при помощи проделанных по периметру сквозных отверстий (люверсов), надеваемых на крючки. Такое крепление обеспечивает плотное прилегание тента к поверхности катера. Для вентиляции в тенте имеются четыре небольших окна, закрытых противомоскитной сеткой. В кормовой стенке тента имеется окно из прозрачного эластичного пластика, обеспечивающее хороший обзор водителю при движении задним ходом. Слева на бортовой панели находятся две ручки управления: первая по ходу катера - управление газом, вторая - включение заднего хода, которое осуществляется изменением направления струи водомета опусканием чашеобразной сферической заслонки. Штурвал катера диаметром 400 мм имеет индекс-указатель положения прямого хода. Слева и справа от штурвала расположены две съемные приборные панели. На левой размещены приборы, показывающие уровень топлива, давление масла, температуру двигателя, тахометр и спидометр. На правой - клавиши подогрева и подачи топлива, габаритных бортовых огней, тумблеры электронных отмашек - указатели поворота, а также включение топового огня и света в кокпите. Топовый фонарь размещен на невысокой легкосъемной трубчатой штанге-мачте высотой 0.9 м в кормовой оконечности катера. Такое расположение позволило решить сразу три задачи: освещать в темное время суток моторный отсек, использовать штангу-мачту для размещения вымпела, что необходимо для катеров "Обь-5" комплектации "Патруль", а также использовать топовый фонарь для освещения кокпита на стоянке в темное время суток. Конструктивное отличие катеров "Обь-5" и "Обь-5П" - уменьшение габарита по длине на 1 метр и изменение конструкции ветрового стекла. На центральной стойке "Патруля" установлена легкосъемная фара прожектора-искателя. Само лобовое стекло по верхнему краю имеет трубчатую окантовку, переходящую в леера-поручни по бортам, необходимые для швартовки лодок. Во всем остальном катера полностью идентичны.  Катер "Обь-5П" четырехместный, но в основном рассчитан на экипаж из двух человек.

Основные технические характеристики катеров "Обь-5" и "Обь-5П":

"Обь-5" "Обь-5П"
Длина наиб., м 5,6 4,6
Ширина наиб., м 1,56 1,56
Высота борта на миделе, м 0,78 0,78
Осадка, м 0,18 0,16
Скорость макс., км/ч 60 70
Масса снаряженного катера, т 0,5 0,44
Автономная дальность плавания, км 550 650
Полное водоизм., кг 965 850
Пассажировместимость, чел. 6 4
Мощность двигателя, л.с 55 55
Расход горючего, л/ч 10 10
Емкость топливного бака, л 100 100

Катер ОБЬ-5