Главная Катера производства СССР Катер "Нимфа"

Катер "Нимфа"

Катер НимфаОсновное назначение катера - дальний туризм. В кратковременное плавание на нем могут выходить девять человек (по числу мест для сидения). Благодаря быстроходности и мореходности "Нимфа" пригодна и для несения службы наблюдения на водах. Район плавания — реки, озера, водохранилища и прибрежные зоны морей с удалением от берега до 5 км при волнении моря до трех баллов включительно. Так как остойчивость и высота надводного борта катера отвечают требованиям, предъявляемым к судам класса "М" Речного Регистра РСФСР, а корпус практически непотопляем, то "Нимфу" можно безопасно эксплуатировать и в более тяжелых гидрометеорологических условиях. В соответствии с заданием требовалось обеспечить скорость хода не менее 45 км/час при наличии сравнительно маломощного и в то же время громоздкого двигателя. Были разработаны три варианта теоретического чертежа катера: два традиционного однокорпусного типа и один так называемого "тримаранного" (кафедрал). Все три варианта имели явно выраженные глиссирующие обводы, но отличались углами килеватости, обводами днища и характером скулы. Для постройки был принят вариант корпуса с отгибом днища в районе скулы, килеватостью 14° на миделе и 6° у транца. Правильность выбора теоретического чертежа, а также расчеты по определению скорости хода и элементов гребного винта проверялись испытаниями моделей в опытном бассейне. Корпус катера, палуба с надстройкой, переборки, выгородки и капот двигателя выполнены из стеклопластика на основе полиэфирной смолы холодного отверждения марки НПС-609-21М и стеклоткани сатинового плетения марки АСТТ(Б)-С2-0. Для подкрепления наружного декоративного слоя применена стеклосетка марки СЭ-0-1. Метод контактного формования с поперечно-продольной укладкой стеклоткани позволил получить высокие Теоретический корпус катера Нимфапрочностные характеристики пластика при относительно небольшом весе корпуса. Корпус подкреплен поперечным набором, установленным с малой шпацией (в пределах от 300 до 350 мм), переборок и выгородок. Жесткость борту придает 25-миллиметровый выступ, отформованный в обшивке. Продольными связями служат стенки диванов, переходящие в продольные переборки и фундаментные балки в районе кокпита. Толщина обшивки днища и транца 4,5 мм, бортов 3,5 мм, палубы и надстройки 3 мм. Остойчивость можно характеризовать углом крена, при котором заливается кокпит. У "Нимфы" он составляет 40°. Даже если четыре пассажира размещаются на палубе вдоль надстройки с одного борта, крен катера не превышает 12°. Непотопляемость обеспечивается пенопластовыми блоками плавучести в носовой оконечности и по бортам. При полном заполнении водой катер имеет достаточный запас остойчивости и плавучести — действующая ватерлиния параллельна линии палубы, а высота надводного борта (до линии палубы) составляет 7 см. В каюте установлены два дивана, спинки которых в поднятом положении служат верхними койками. Между диванами расположен стол, который можно опустить на уровень сидений и устроить дополнительное спальное место. По правому борту в районе коридора в выгороженном отсеке установлены газовая плита на две конфорки, посудный шкаф и умывальник, соединенный трубопроводом с цистерной питьевой воды. По левому борту расположены пульт управления катером, сиденье и шкаф. Большие окна салона, мягкая зашивка подволока и бортов павинолом, отделка стола и платяного шкафа под ценные породы дерева, хорошая вентиляция салона и камбуза, общее цветовое решение в зеленовато-белых тонах делают "Нимфу" уютной и комфортабельной. Катер оборудован полным комплектом ходовых огней, системой внутреннего освещения, поворотной фарой и двумя электрическими звуковыми сигналами. Для защиты пассажиров от дождя и солнца над кокпитом предусмотрен съемный тент. В надстройке над сиденьем рулевого имеется люк. В соответствии с требованиями "Типажа катеров и лодок для продажи населению" в комплектацию входят водоотливная помпа, ведра пожарное и парусиновое, концы, якорь, весло-крюк, зеркало заднего обзора, флаги-отмашки, флагшток, кранцы, спасательный круг и нагрудники, складной забортный трап. Штатные цистерны вмещают 95 л топлива и 40 л пресной воды. Испытания проводились в декабре 1970 г. на Черном море. На тихой воде катер развил скорость 45 км/час. Катер выходит на устойчивое глиссирование при скорости хода около 30 км/час. Дифферент, при выходе на глиссирование равный примерно 6°, с увеличением скорости снижается и на полном ходу составляет всего около 2,5°. "Нимфа" хорошо слушается руля. Диаметр установившейся циркуляции на полном ходу при максимальной перекладке руля на борт (35°) не превышает 5,5 длин корпуса; при этом возникает незначительный внутренний крен — около 4°. Пробег катера по инерции при переходе с полного переднего на задний ход не превышает трех длин корпуса, судно останавливается через 6— 8 секунд. Испытания на волнении (3 балла) показали, что при движении на острых курсовых углах к волне (90—45") при полных оборотах двигателя ощущаются сильные периодические удары корпуса о волны; при этом брызги попадают на лобовые стекла и крышу надстройки. При снижении числа оборотов двигателя до 2300 об/мин., что соответствует скорости хода на тихой воде около 30 км/час, эти явления прекращаются. На других курсовых углах к волне ударов и забрызгивания нет. При ходе лагом к волне наибольшая амплитуда бортовой качки не превышает 7—8°, качка носит плавный характер. Результаты испытаний позволили рекомендовать катер к промышленному производству. Ориентировочная стоимость полностью укомплектованного катера "Нимфа" составляла в то время около 7700 рублей.

Основные данные катера "Нимфа":
Длина наибольшая, м...................................................6,54
Ширина наибольшая, м.................................................2,31
Высота борта, м:
у форштевня..............................................................1,20
на миделе..................................................................1,10
у транца....................................................................1,00
Водоизмещение порожнем, т........................................1,75
Число пассажиров, обеспеченных штатными спальными местами, чел.....4
Водоизмещение полное с 4 пассажирами, т....................2,25
Средняя осадка при полной нагрузке, м.........................0,33
Скорость хода при полной нагрузке, км/ч.........................45
Дальность плавания, км...............................................150
Двигатель........................................М8ЧСПУ-100-1, 90 л.с.