Главная Катера производства СССР Катера "Амур"

Катера "Амур"

"Амур"

Катер "Амур" предназначен для эксплуатации на реках и водохранилищах с пресной водой при высоте волны не более 1,2 м. Катер выпускался небольшой серией в г. Комсосльск-на-Амуре (в 1970 г. выпуск составил около 400 штук). Клепаный дюралюминиевый корпус (вес 230 кг) имеет водонепроницаемые переборки на шп. 3 и 7. Герметичный отсек форпика снабжен палубным люком с плотной крышкой. В открытом кокпите между шп. 3 и 7 установлены жесткие сиденья для пассажиров. Предусмотрен тент, который натягивается на каркас из труб, вставляемых в специальные гнезда на палубе. У места водителя, помимо штурвала и механизма дистанционного управления, размещен щиток с контрольно-измерительными приборами. Пространство за щитком закрыто снизу поддоном, образующим полку для мелких предметов. Двигатель установлен в корме, угловой редуктор расположен под задним сиденьем. Кроме двигателя и валопровода, в моторном отсеке размещены аккумуляторная батарея, водо-масляный холодильник, водяной бачок, трубопроводы системы охлаждения. Отсек закрывается сверху двумя крышками, откидывающимися к бортам. Гребной винт из алюминиевого сплава имеет диаметр 275 мм и шаг 312 мм. По бортам кокпита предусмотрены крепления для укладки весел. Трехлетняя эксплуатация катера, получившего наибольшее распространение на реках Сибири и Дальнего Востока, особенно на Амуре, позволила выявить у него ряд недостатков. При глиссировании корпус испытывает сильные удары даже на небольшой волне, что создает значительные неудобства для пассажиров и иногда является причиной появления течи в клепаных соединениях. В связи с этим было бы целесообразно изменить обводы и увеличить килеватость днища, особенно в носовой части. Конверсия двигателя не соответствует требованиям отраслевой нормали ОН9-518-65 "Конверсия автомобильных и тракторных двигателей в судовые главные. Технические требования", распространяющейся на серийные двигатели для катеров. Одноконтурная проточная система охлаждения не обеспечивает нормальный температурный режим работы и приводит к коррозии двигателя при эксплуатации в морской воде. "Амур" не имеет заднего хода. Для разобщения двигателя с валопроводом применяется автомобильная муфта сцепления, не рассчитанная на длительное выключение, не говоря уже о том, что в судовом реверс-редукторе все переключения должны производиться одним рычагом, без лишней педали сцепления. В настоящее время завод проводит работы по усовершенствованию "Амура". Надо полагать, что корпус с улучшенными обводами "Амур-М", модель которого испытывалась в опытовом бассейне, будет более мореходным. Разрабатывается вариант двигателя с двухконтурным охлаждением и компактным угловым реверс-редуктором. К сожалению, двигатель "Москвич-412" работает на бензине А-93, А-95 или "экстра", а в некоторых районах эти сорта достать почти невозможно. Для катеров нужна дефорсированная модель, работающая на бензине А-76. Некоторое снижение мощности, которое явится следствием уменьшения степени сжатия, для катерного двигателя было бы только полезно, так как позволило бы увеличить срок его службы.

Технические характеристики катера "Амур":
Длина наибольшая.................................5,5 м
Ширина наибольшая.............................1,82 м
Ширина по скуле наибольшая.................1,6 м
Высота борта на миделе.......................0,88 м
Осадка габаритная................................0,5 м
Вес катера порожнем...........................540 кг
Водоизмещение полное.......................1100 кг
Число пассажиров......................................6
Двигатель................................"Москвич-412"
Скорость максимальная..................45-50 км/ч
Запас топлива........................................70 л
Стоимость катера в то время составляла 2400 руб.


"Амур-М"

Катер "Амур-М" предназначен для туризма и прогулок по рекам, озерам и водохранилищам с пресной водой при удалении от берега до 5 км и высоте волны до 0,75 м. Обводы корпуса остроскулые с умеренной килеватостью днища у транца и подъемом скулы у форштевня. Корпус катера изготовлен из дюралюминия Д16АТ клепано-сварной конструкции. Крепление днищевых и палубных стрингеров выполнено точечной электросваркой. Толщина обшивки днища 2—2,5 мм; толщина настила палубы и обшивки бортов — 1,5 мм. Поперечный набор составляют 10 шпангоутов. Переборками корпус катера разделен на три отсека: форпик, кокпит и моторное отделение. Доступ в форпик, служащий багажником, осуществляется через люк с герметичной крышкой на палубе. В кокпите установлены два мягких кресла для водителя и пассажира и кормовой диван. Сиденья и диван раскладываются в два спальных места. По бортам кокпита расположены небольшие багажники и два бензобака обшей емкостью 100 л. Кокпит закрывается складным съемным тентом, который в положении по-походному укладывается сзади кокпита. В моторном отделении катера "Амур-М" установлены двигатель, соединенный с угловым реверс-редуктором карданным валом, и аккумуляторная батарея 6СТ-51 емкостью 54 Ач. По бортам отсека расположены герметичные емкости, обеспечивающие непотопляемость катера. Откидные крышки люка моторного отделения могут быть закрыты на два замка.


Двигатель модели "Москвич 412" — четырехтактный четырехцилиндровый карбюраторный с эксплуатационной мощностью 44 кВт (60 л. с.) при 4500 об/мин. Удельный расход горючего (бензин А-93, AИ-93, "экстра") — 225 г/л. с. ч. Для работы на катере на двигателе установлены водоводяной и водомасляный холодильники, штатный выпускной коллектор заменен охлаждаемым, изменена система смазки. Забортная вода подается в наружный контур системы охлаждения с помощью насоса самовсасывающего типа. На выходе из насоса вода разделяется на два потока: одни из них идет на охлаждение реверс-редуктора и далее впрыскивается в выхлопную трубу; другой подается в зарубашечное пространство выпускного коллектора, затем поступает в водомасляный радиатор для охлаждения масла в системе смазки. Далее забортная вода поступает в водоводяной холодильник, в котором происходит теплообмен с водой внутреннего контура системы охлаждения двигателя, после чего через перекрывной кран, с помощью которого можно регулировать тепловой режим двигателя, выпускается за борт. Водоводяной холодильник выполнен как одно целое с расширительным бачком внутреннего контура системы охлаждения. Угловой реверс-редуктор имеет передаточное отношение на переднем ходу 1,58, на заднем — 1,93. Передачи переднего и заднего хода снабжены синхронизаторами. Конструкция редуктора обеспечивает длительное разобщение гребного вала и двигателя при работе последнего на холостом ходу. Для охлаждения масла в картере реверс-редуктора вмонтирован змеевик забортной воды. Трехлопастной гребной винт, отлитый из легкого сплава, имеет диаметр 285 мм и шаг 330 мм. Усилие упора от гребного винта воспринимается подшипником реверс-редуктора. Система электрооборудования катера — однопроводная. В качестве источника тока используется генератор переменного тока Г250-Ж1 со встроенным кремниевым выпрямителем. Номинальное напряжение генератора 12 В, максимальный ток — 40 А. В качестве параллельного источника тока используется аккумуляторная батарея. Пуск двигателя осуществляется электростартером МТ113В. Кроме него, основными потребителями электроэнергии являются сигнально-отличительные огни, фара-прожектор, огни-отмашки, звуковой сигнал, лампы подсветки приборов. В кокпите имеется розетка для подключения переносной лампы. Основным эксплуатационным недостатком катера "Амур-М" является большая габаритная осадка на малом ходу (около 0,7 м), что требует оборудования специальных причалов. При туристских плаваниях нередки случаи поломок гребных винтов и изгиба наружной части гребного вала. Эти недостатки устранены в новых моделях катеров "Амур-2" и "Амур-3" и водометном варианте катера "Восток".

Технические характеристики катера "Амур-М":
Длина наибольшая.................................5,5 м
Ширина наибольшая.............................1,81 м
Высота борта на миделе.......................0,82 м
Водоизмещение порожнем.......................630 кг
Осадка габаритная................................0,27 м
Грузоподъемность полезная.....................500 кг
Мощность номинальная/макс., кВт (л. с.).........36,8(51)/44,1(60)
Число пассажиров..............................................................5
Двигатель......................................................"Москвич-412"
Скорость хода при полном водоизмещении, км/ч..................40
Дальность плавания, км...................................................200


"Амур-Д"

Прогулочно-туристский катер "Амур-Д" Предназначен для туризма и прогулок по рекам, озерам и водохранилищам с пресной водой при удалении от берега до 5 км и высоте волны до 1 м. Обводы корпуса остроскулые с умеренной килеватостью днища у транца и подъемом скулы у форштевня. От катера "Амур-М" он прежде всего отличается наличием движетельно-рулевого агрегата, которым является Z-привод, или поворотно-откидная колонка (ПОК). Корпус катера изготовлен из дюралюминия Д16АТ клепано-сварной конструкции. Крепление днищевых и палубных стрингеров выполнено точечной электросваркой. Толщина обшивки днища 2—2,5 мм; толщина настила палубы и обшивки бортов — 1,5 мм. Поперечный набор катера составляют 10 шпангоутов. Переборками корпус катера "Амур-Д" разделен на три отсека: форпик, кокпит и моторное отделение. Доступ в форпик, служащий багажником, осуществляется через люк с герметичной крышкой на палубе. В кокпите установлены два мягких кресла для водителя и пассажира и кормовой диван. Сиденья и диван раскладываются в два спальных места. По бортам кокпита расположены небольшие багажники и два бензобака обшей емкостью 100 л. Кокпит катера закрывается складным съемным тентом, который в положении по-походному укладывается сзади кокпита. Размерения и обводы корпуса "Амура-Д" остались без изменений, за исключением того, что высота палубного комингса увеличилась на 60 мм, а общая высота борта на миделе стала больше на 110 мм. Это, как и ряд других мер позволило разрешить катерам новых моделей выход в море при высоте волны не до 0,75 м, как у "Амура-М", а до 1 м. Наклон транца увеличен до 10°. В моторном отсеке катера "Амур-Д" расположен двигатель модели “412ДЭ” и аккумуляторная батарея. Для обеспечения непотопляемости катера вдоль бортов моторного отсека установлены пенопластовые блоки. ПОК крепится к транцу катера. Моторный отсек закрывается двумя люками. Для удобства обслуживания стенка шпангоута выполнена быстросъемной. Для вентиляции моторного отсека при закрытых люках по бортам имеются жалюзи. Система электрооборудования катера "Амур-Д" — однопроводная. В качестве источника тока используется генератор переменного тока Г250-Ж1 со встроенным кремниевым выпрямителем. Номинальное напряжение генератора 12 В, максимальный ток — 40 А. В качестве параллельного источника тока используется аккумуляторная батарея. Пуск двигателя осуществляется электростартером МТ113В. Кроме него, основными потребителями электроэнергии являются сигнально-отличительные огни, фара-прожектор, огни-отмашки, звуковой сигнал, лампы подсветки приборов. В кокпите имеется розетка для подключения переносной лампы. Инженерам завода с производством катера "Амур-Д" с легкостью удалось избавится от одного из основных недостатков катера "Амур-М" (большая габаритная осадка на малом ходу (около 0,7 м) и также легко приобрели новый недостаток - ПОК. Поворотно-откидная колонка применяемая на Амуре очень не надёжная, а двигатель, позаимствованный у автомобиля "Москвич-412", так и остался недостатком. В последствии москвичевский двигатель будет установлен также на катерах "Амур-2" ,"Амур-3" и "Восток" (водометном варианте катера).


Технические характеристики катера "Амур-Д":
Длина наибольшая.................................5,5 м
Ширина наибольшая.............................1,83 м
Высота борта на миделе.......................0,93 м
Водоизмещение полное........................1200 кг
Осадка габаритная................................0,27 м
Грузоподъемность полезная.....................500 кг
Мощность номинальная/макс., кВт (л. с.).........36,8(51)/44,1(60)
Число пассажиров..............................................................5
Двигатель......................................................"Москвич-412"
Скорость хода при полном водоизмещении, км/ч..................40
Дальность плавания, км...................................................200


"Амур-2" и "Амур-3"

"Амур-2" и "Амур-3" являются усовершенствованными моделями катеров типа "Амур", выпускаемых с 1968 г. На обоих катерах привод гребного винта осуществляется через угловую поворотно-откидную колонку, а катер "Амур-2" оборудуется еще и закрытой каютой. Благодаря применению колонки сократилась длина моторного отсека, кокпит стал просторнее, уменьшился шум и вибрация корпуса. К положительным качествам катеров с колонками относится также лучшая защита гребного винта при плавании по мелководью и подходе к необорудованному берегу. Конструктивно катер "Амур-2" разделен на три отсека. В форпике оборудован багажник, попасть в который можно из каюты через лючок в переборке. Каюта и кокпит занимают большую часть длины катера. В каюте катера оборудованы два мягких сиденья, которые легко раскладываются в спальное место для 3 чел. За спинками боковых сидений и под сиденьями имеются рундуки; есть раскладной столик и крючки для верхней одежды. Каюта закрывается двустворчатой дверью. Длина каюты — 1,8 м; высота от пайола до подволока — 1,15 м. Пульт управления катером "Амур-2" оборудован в кокпите на переборке каюты. Он защищен ветровым стеклом и комингсом рубки. На крыше рубки имеется люк для вентиляции; здесь же установлены поручни, фара, звуковой сигнал, стойка с топовым огнем. В непогоду кокпит катера может быть закрыт легкосъемным тентом, который в убранном положении откидывается назад. Под сиденьем кормового дивана оборудован вместительный рундук для хранения походного снаряжения и тента. Фанерный пайол в кокпите сделан легкосъемным. По бортам кокпита установлены два бензобака общей емкостью 100 л. В случае аварии катер "Амур-2"("Амур-3") поддерживается на плаву пенопластовыми блоками, закрепленными в корпусе. Корпус катера изготовлен из коррозионностойкого сваривающегося алюминиево-магниевого сплава АМгМ, палуба и рубка — из дюралюминия Д16АТ. Свойства основного металла катеров "Амур-2" и "Амур-3" допускают эксплуатацию в морской воде. Толщина наружной обшивки днища — 2—2,5 мм; бортов и палубы— 1,5 мм. На катерах "Амур-2" и "Амур-3" установлен автомобильный конвертированный двигатель "412", имеющий максимальную мощность 44 кВт (60 л. с.) при 4500 об/мин. При конвертировании двигатель оборудуется двухконтурной системой водяного охлаждения, охлаждаемым выхлопным коллектором, Двигатель работает на бензине АИ-93; удельный расход топлива — 225 г/л. с. ч. Механизм управления дроссельной заслонкой карбюратора позволяет регулировать частоту вращения двигателя и переключать реверс посредством одной рукоятки, установленной у пульта управления. Для повышения мореходных качеств новых катеров их обводы модифицировали. Отличительной их особенностью является заостренная носовая часть с большой килеватостью шпангоутов и высоко поднятой скулой у форштевня. Благодаря этому удалось снизить силу ударов при ходе против волны и уменьшить забрызгивание. В корме килеватость днища существенно меньше, что позволяет повысить гидродинамическое качество, в частности, облегчить выход катера на режим глиссирования с полной нагрузкой. Угол килеватости днища на миделе — 18°; на транце — 7°. "Амур-2" снабжается трехлопастным гребным винтом из высокопрочного алюминиевого сплава. Шаг винта — 315 мм, диаметр — 300 мм. Катера комплектуются складными веслами, огнетушителем, якорем с канатом, спасательным линем, буксирным концом, ручным осушительным насосом (предусмотрено удаление воды из корпуса и механическим путем — при работе двигателя). Эксплуатация катеров "Амур-2" и "Амур-3" допускается при высоте волны до 1,2 м и удалении от берега до 3000 м, включая и прибрежные зоны морей.


Технические характеристики катерорв "Амур-2" и "Амур-3":
Длина наибольшая.......................................................5,62 м
Ширина наибольшая.....................................................1,83 м
Высота борта на миделе................................................0,93 м
Осадка корпуса при полной нагрузке..............................0,32 м
Водоизмещение порожнем.............................................720 кг
Водоизмещение полное................................................1270 кг
Грузоподъемность.........................................................500 кг
Пассажировместимость..................................................5 чел.
Двигатель........................................................."Москвич-412"
Мощность...................................................44,1 (60) кВт/л, с.
Скорость хода:
максимальная...........................................................47 км/ч:
с полной нагрузкой....................................................40 км/ч:
Дальность плавания.....................................................200 км
Изготовитель-Авиационный завод им. Ю. А. Гагарина (Комсомольск-на-Амуре)